Руководители хотят, но боятся думающих сотрудников

Что означает требование к сотрудникам думать? Если отбросить нюансы и детали, сконцентрировавшись на самой сути, то речь, в значительной степени, идёт о мыслительной инициативности и самостоятельности. В своей статье Виталий Антощенко рассказывает о причинах, по которым руководители избегают работать с такими сотрудниками.

Вы, без сомнения, были, и не раз, свидетелями того, как руководители, возмущённые неуклюжими действиями своего сотрудника, с негодованием восклицали: «Головой думать надо!» или «А, головой сложно было подумать?». У подобных высказываний, судя по всему, две задачи: продемонстрировать своё возмущение и «вбить» в память сотруднику то, что он должен, прежде чем предпринять действие или сохранить бездействие, проанализировать всю доступную ему информацию о ситуации, в которой он оказался, сопоставить её с целью своего подразделения, учесть явные и неявные ограничения, взять на себя ответственность за результат.

Предсказуемо, что, задача показать своё раздражение реализуется успешно, а вот со второй частью – «вбить», результат буксует. Именно по этой причине, стоит руководителям оказаться в кругу своих коллег, они хватаются за шанс почувствовать сострадание понимающего человека. Руководители наперебой спешат жаловаться на свою тяжёлую долю, где на первом месте стоят работники, упорно отказывающиеся думать.

Если не знать всей правды о том, как и за счёт чего эти руководители управляют, то у неискушённого наблюдателя может сложиться впечатление, что они действительно хотят, чтобы их подчинённые начали думать. К сожалению, это не правда.

На самом деле, большая часть тех, кто возглавляет компании и их подразделения любых уровней, скорее больше выигрывают от того, что окружают себя малодумающими или вообще неразмышляющими коллегами. Объективности ради надо признать факт, что так проще жить самому и проще управлять.

Только в теории и на первый взгляд кажется, что думающий подчинённый – это манна небесная для управляющего. Наверно, так бы и было, если можно было бы по воле руководителя в нужные моменты активировать самостоятельное мышление, а в иные – отключать. Проблема в том, что наша способность думать, размышлять, анализировать, сопоставлять разные варианты развития событий и выбирать наиболее благоприятные – это постоянная функция мозга и её нельзя отключить, если она работает у человека. В этом и кроется значительная проблема для большинства руководителей.

Что означает требование к сотрудникам думать? Если отбросить нюансы и детали, сконцентрировавшись на самой сути, то речь, в значительной степени, идёт о мыслительной инициативности и самостоятельности.

Как правило, думающий сотрудник представляется спасением тогда, когда нужно закрыть собой разного рода бреши в технологии или в организации работы, а также в момент, когда становится очевидным провал стратегии компании. В эти периоды возникает острая необходимость увидеть происходящее под широким углом, понять логику её развития и в случае необходимости предотвратить негативные последствия, проявив при этом инициативу. Однако мыслящий сотрудник превращается в проблему, когда возникает рассогласование между декларациями руководителя и его действиями, или в моменты, когда руководителю не интересно ничьё мнение, кроме своего единственного и «правильного», или когда успех должен быть только его.

Две главные причины, из-за которых в большинстве случаев руководители сознательно или бессознательно, но избегают работать с думающими сотрудниками:

Легче доминировать.

В настоящее время, превалирующая модель управления в бизнесе – «я тут начальник». Люди, занявшие любую управленческую позицию, начинают искренне верить в свою исключительность. Как следствие, заигрываются ею и не столько занимаются бизнесом – делом по созданию пользы для Клиентов – сколько самоутверждаются и красуются. К сожалению, у мыслящего сотрудника такой класс руководителей не вызывает требуемого руководством слепого почитания и уважения. В результате, способные думать или уходят, или бездельничают, или тонко издеваются над своим начальником.

Если руководитель действительно заинтересован в работе с думающими сотрудниками, которым нет необходимости кричать: «Думать головой надо!», то ему придётся отказаться от восприятия себя, как уникальной и самой значимой фигуры в компании. Лишив себя комфорта, требуя от самого себя постоянного развития и самосовершенствования, при этом не скрывая свои падения, можно поддерживать себя в форме, вызывающей уважение людей, умеющих самостоятельно мыслить и брать на себя ответственность за свои действия.

Дорогая среда.

Вторая причина нежелания руководителя работать с думающими сотрудниками – это сложность и дороговизна создания «думающей» корпоративной среды. Даже если вам повезло, и в компанию пришёл человек с уже сформированной привычкой самостоятельно думать, анализировать, сопоставлять факты, находить несоответствия и прилагать усилия для их устранения, он долго не задержится, если в компании нет объективных условий для проявления самостоятельности. Под объективными условиями я подразумеваю: корпоративную среду признания важности и самоценности каждого сотрудника компании.

Вот лишь один параметр, обязательный для создания «думающей» среды, обуславливающий её высокую цену — самостоятельность. Сложноформируемый навык, непосредственно связанный с творчеством, является инструментом для поиска решений. Однако, творчество невозможно представить без совершения множества попыток, большая часть из которых закончится, естественно, неудачей.

Таким образом, если на одной чаше весов в корпоративной культуре мы хотим увидеть самостоятельность, то на другую должны положить готовность терять время и деньги в следствие совершения ошибок. В этом же ряду должны встать инвестиции в систему профессионального корпоративного обучения, ориентированного на формирование привычки самостоятельно принимать решения, которая должна заменить привычку всячески избегать личной ответственности за свои действия. Последняя только усиливается в работе с доминирующим и верящим в свою исключительность руководителем.

Конечно, в статье названы не все причины страха руководителей, связанные с работой вместе с думающими сотрудниками. Вне зависимости от сути и количества причин страха, если руководитель ожидает от своих сотрудников осмысленного и ответственного поведения, им должны быть созданы условия, естественным образом обуславливающие самостоятельное и ответственное поведение. Для этого руководителю нужно расстаться с собственным восприятием себя, как уникального центра вселенной. Да, для этого требуется много сил, но для работы с теми, кто не думает, сил требуется значительно больше.

  Яндекс.Метрика