Бананы против прогресса

Виталий Антощенко поделился с «Комсомольской правдой» своей моделью управления самой яркой эмоцией. Оказывается, для бизнеса деньги — не главное, а счастье нужно принимать небольшими порциями. Автор статьи Илья КРУШЕВСКИЙ.

По мнению Виталия, счастье — это не мифологическая, непонятно откуда берущаяся эмоция. К ней нужно относиться прагматично, с прищуром биолога.

— Счастье появляется, когда мы что-то очень сильно хотим, а главное — можем получить, прилагая усилия. Обретая желаемое, мы ощущаем выброс гормонов. Это и есть счастье. Конечно, оно субъективно. Например, я коллекционирую почтовые марки и охочусь за редкой маркой, а для вас она — просто кусочек бумаги, — объяснил он.

Блаженство не может продолжаться долго – такова наша физиология. А тихое семейное счастье — и не счастье вовсе, а благополучие, баланс между чем-то важным и ценой, которую за это необходимо заплатить.

— Вот я хочу быть здоровым. И плачу за это: не курю, не пью, ем авокадо. Эту гадость зеленую! Счастье же — пиковая ситуация, — подчеркнул Антощенко.

Ставить эмоцию на поток нельзя, иначе она попросту обесценится. Как у экстремалов, которые с каждым разом вынуждены усложнять трюки. Помните библию? Бог создавал мир шесть дней, а на седьмой отдыхал. Вот это и есть идеальная «доля счастья» в жизни.

— Тогда это будет в кайф. Дисбаланс необходим. В другой пропорции получится «Африка»: бананы и не очень развитый социум — деградация. Люди будут, как крысы, которым в центр удовольствия внедрен электрод. Нажимая на педаль, они получают разряд и балдеют. Так и умирают, потому что не пьют и не едят, — поделился коуч.

Виталий Антощенко более четверти века управляет консалтинговой компанией.

«Я НАЧАЛЬНИК, ТЫ — ДУРАК»

Без счастья никак и на рабочем месте. С ним сотрудник не боится трудностей. Если среда в компании позитивная и доброжелательная, то растет самооценка людей, а с ней — и производительность. Когда же есть недоверие и страх, естественной реакцией становится отступление. И конец прогрессу.

— Счастье — в правильной среде в компаниях, которая нужна, чтобы уйти от модели: я начальник, ты — дурак. Если руководитель, то умный, нимб светится и куча прав, — считает Антощенко. — Это ловушка. Ведь «хилый» сотрудник ощущает себя третьесортным. Перекладывает бумажку с места на место. Клиент не пришел — и слава богу. Конечно, феодализм удобен, не надо рисковать, никакой ответственности,

Сервис же — это действие, создающее ценность другому человеку. Поэтому и деньги — не главный мотив бизнеса.

— Конечно, никто не должен трудиться за просто так, но воодушевлять нужно не деньгами, а смыслом. Ради людей и результата хочется стараться, — уверен тренер.

КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ СОТРУДНИКОМ

Об этом Виталий написал в книге «Ух ты! Сервис», которая стала бестселлером и получила премию «Деловая книга года в России».

— Там есть история об уборщице туалетов. Она же должна ненавидеть себя! А нет, поет и веселится. И хорошо зарабатывает, ведь люди восхищаются и вознаграждают ее. Вот так нужно относиться к труду, — считает автор.

Последняя и самая необычная работа Виталия Антощенко — это «Зловредные советы». 75 ироничных стихов с картинками — как и у Григория Остера — посвящены управлению, развитию компании и «температуре» в коллективе. Некоторые из них пригодятся и тем, кто считает работу каторгой и хочет остаться при своем мнении навсегда:

«По дороге на работу,
В голове держать обязан,
Постоянно повторяя,
Ни на что не отвлекаясь,
Ты единственную мысль:
«Люди ходят на работу
Не для радости и счастья,
Удовольствия не ради,
Но с одним лишь основанием: Это — бабки получать»